НАТО скорее пополнится геями, чем украинцами
Россия не считает, что политика НАТО существенно изменится с приходом нового генсека, заявил журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. В Кремле полагают, что альянс «продолжит работать в том же русле».
С 1 октября Йенса Столтенберга официально сменил бывший премьер-министр Нидерландов Марк Рютте. Он хорошо известен Москве, провел с Владимиром Путиным не один час за столом переговоров, «в свое время были надежды на выстраивание добрых, прагматичных отношений». Диалог велся именно в таком ключе, но впоследствии ситуация изменилась, отметил Песков.
Чего ждать от Рютте-генсека? Он уже заявил, что будет работать над тремя приоритетами: помощью Киеву, усилением обороны альянса и укреплением партнерства с союзниками. Кроме того, по его словам, Украина должна стать членом НАТО.
И ушедший в отставку Столтенберг говорил о том же: любая мирная инициатива по Украине должна включать гарантии безопасности — прежде всего, со стороны США.
Но при чем тут генсек НАТО? Он «говорящая голова», не более того. Или приход Рютте реально что-то изменит?
— Личность имеет значение, — уверен доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадим Трухачев. — Рютте — личность на фоне прочей западной серости. Столтенберг — на самом деле тоже не серость. Но в последнее время он сдал. Рютте, безусловно, НАТО освежит.
«СП»: Он производит впечатление опытного аппаратчика на фоне деревянного болванчика Столтенберга. Как это проявится на новой работе?
— Нет, Столтенберга тоже не стоит недооценивать. Это политик с большим опытом, и к России он относился лучше Рютте. Но голландец, действительно, очень сильный аппаратчик. Потому именно его генсеком НАТО и назначили. Сыграло роль и то, что он к России относится хуже Столтенберга. Норвежца многие на Западе считали «мягковатым».
«СП»: По словам Пескова, Рютте хорошо известен Москве, он с Путиным не один час провел за переговорами, но затем занял «непримиримую позицию». Как это понимать? Раньше он не был русофобом?
— «Боинг» с голландцами, упавший в июле 2014-го в Донбассе… Это был шок для Нидерландов, катастрофа ужесточила отношение Рютте к России.
Хотя словосочетание «клинический русофоб» для него не годится. «Вечным врагом» он Россию никогда не называл.
Но она для него — страна, где попирают права геев и лесбиянок, где нет привычной партийной системы, где нет свободы бизнеса в западном понимании. И к нам Рютте, безусловно, относится отрицательно. Так было и до 2014 года.
«СП»: Как личное знакомство Рютте с Путиным может способствовать их диалогу?
— Никак. Их встреча в апреле 2013 года как раз и обнажила всю глубину противоречий. Путин говорил о суверенитете, Рютте — о ценностях, не имеющих границ. В каком-то смысле Рютте и Голландию можно считать «зеркалом» всего Запада.
«СП»: Что предопределило избрание именно Рютте? А ему эта должность зачем? Что он думает реализовать, занимая ее?
— Это самый влиятельный и опытный политик Европы после ухода Меркель. К тому же Голландия — во многом страна-мост между англосаксами и континентальной Европой. Наконец, Рютте координировал антироссийскую политику Запада, ещё будучи голландским премьером. И продолжит этим заниматься на новой работе.
«СП»: Он заявил, что будет работать над тремя приоритетами: помощью Киеву, усилением обороны альянса и укреплением партнерства с союзниками. По его мнению, Украина должна стать членом НАТО. А как? Что он готов сделать для этого? Или это просто дежурное заявление?
— Вот здесь не надо его слушать слишком внимательно. Рютте просто даёт Украине стимул дальше воевать с Россией. Мол, будете воевать — примем в альянс… Никто воюющую страну в НАТО принимать не будет. Но помогать ей будут изо всех сил.
— Рютте — опытный политик, представляющий одну из влиятельных западных стран, вполне подходящий кандидат на роль генсека НАТО, — уверен советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Конечно, функционал генсека НАТО очень ограничен, но он может косвенно влиять на принятие решений, лоббировать те или иные интересы. Поэтому говорить о том, что он совсем уж ни на что не влияет, я бы не стал.
Но в данном случае ничего принципиально не изменится. Рютте — достаточно русофобский политик. Противиться курсу на конфронтацию с Россией точно не будет.
«СП»: Рютте заявил, что будет работать над принятием Украины в НАТО. А как? Или это просто дежурное заявление?
— Да, насчёт Украины — это дежурное заявление, традиционная морковка, подвешенная перед носом осла. Что касается самого Рютте, который достиг потолка в качестве национального политика, новый пост — нечто среднее между выходом на более высокий уровень и почетной пенсией.
«СП»: Но Financial Times пишет, что Байден до окончания срока своих полномочий в январе 2025 года может согласиться на подвижки в вопросе будущего членства Украины в НАТО. Как? Изменят устав, выведя из-под пятой статьи отдельных членов. Это не похоронит альянс? Чего ждать от будущего президента?
— Пока это не более чем слова и размытые обещания. Не думаю, что кто-то всерьез рассматривает членство Украины в НАТО. По большому счету, в качестве прокси она для альянса даже более удобна. Поэтому не думаю, что победа того или иного кандидата на президентских выборах в США как-то принципиально повлияет на этот вопрос
В случае победы Трампа для НАТО есть риск обострения внутренних проблем и противоречий, дрязг по поводу финансирования и расходов на оборону. Харрис, если победит, будет продолжать линию Байдена. Что касается Рютте, то его основная задача — выстроить отношения с новым руководством США как основного «акционера» НАТО.