Нефтегазовый «урожай» далек от рекордного — что происходит
Нефтегазовые доходы России в июне 2024-го составили 746,6 млрд рублей, что почти на 50 млрд рублей меньше, чем было в мае, а также стало минимальным показателем с января текущего года, свидетельствуют данные минфина РФ.
Согласно опубликованным данным, до минимальной суммы с начала года снизились поступления от продажи газа за рубеж — 108,7 млрд рублей, а также базовый месячный нефтегазовый доход — 661,3 млрд рублей. На 21,5 млрд рублей меньше зафиксировано дополнительных нефтегазовых поступлений — 85,3 млрд рублей. Впрочем, в июле минфин надеется на улучшение ситуации и рассчитывает на получение дополнительных доходов в этой сфере в размере 145,3 млрд рублей.
Кстати, снижение нефтегазовых доходов на 519 млрд рублей по сравнению с первоначальными расчетами прогнозируется в нынешнем году авторами пояснительной записки к проекту поправок в закон о федеральном бюджете на 2024-й и плановый период на 2025−2026 гг.
В принятом ранее законе поступления от экспорта нефти и газа должны были составить 11,5 трлн рублей. Изменение показателя, говорится в записке, вызвано корректировкой основных параметров прогноза социально-экономического развития.
Стоит напомнить, что эксперты агентства Reuters еще недавно прогнозировали, что российские нефтегазовые доходы в июне 2024 года вырастут на 50 процентов по сравнению с тем же периодом 2023-го. Они полагали, что поступления от этих видов сырья составят 814 млрд рублей (год назад они достигли 529 млрд рублей).
Июньское падение нефтегазовых доходов не стоит драматизировать, уверен заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
— Доходы бюджета от нефтегазовой отрасли плавают от месяца к месяцу в зависимости от ценовой конъюнктуры и объемов добычи, которые, в свою очередь, могут зависеть от многих факторов, как рыночных, инфраструктурных или регуляторных, так совсем объективных — типа сезонности или периода плановых ремонтов.
В данном случае июньское снижение доходов к маю произошло в основном за счет более низких сборов от НДПИ на нефть, что, вероятно, связано с небольшим сезонным сокращением экспорта. В газовой сфере НДПИ тоже уменьшился, но это также связано с сезонностью добычи. Начало мая было аномально холодным и добыча была высокой. А в июне традиционно начинаются плановые технические работы, в том числе на добычных объектах.
Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ тоже считает, что ничего критичного в опубликованных показателях нет.
— На самом деле, объемы продажи нефти не изменились — экспортируем примерно столько же, сколько и раньше. Что касается газа, то объем его поставок и цена немного коррелируют — дело в том, что по долгосрочным соглашениям «Газпрома» ценник на голубое топливо привязан к его стоимости на спотовых рынках с определенным лагом — месяц, два, три, в некоторых контрактах, впрочем, присутствует индексация.
И российская компания неплохо чувствовала себя на европейском рынке, поскольку почти весь текущий год цена росла. Снижение наблюдалось только в начале года, когда европейские потребители поняли, что они нормально проходят отопительный сезон и большие объемы газа остаются в подземных хранилищах, тогда цена снизилась почти до 270 долларов за тысячу кубов, а потом снова в основном росли.
«СП»: До какого уровня?
— Они поднимались до уровня 400 долларов за тысячу кубов. Думаю, в июне показатели отражали апрельское или даже мартовское снижение стоимости. В основном показатели «Газпрома» превышают аналогичные объемы ежемесячных поставок 2023 года, но время от времени стоимость топлива становится чуть дороже, поэтому потребители закупают чуть меньше.
«СП»: Насколько существенна роль газа в доходах от продажи наших энергоресурсов?
— Основную роль в нефтегазовых доходах играют, конечно, нефтяные. В отношении «черного золота» профильные ведомства берут в расчет ее среднюю цену на истекший месяц, чтобы определить ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) уже на следующий месяц.
Раньше соответствующую статистику публиковал минфин, но потом они закрыли данные, сейчас это делает минэкономразвития.
В апреле 2024 года средняя цена нашего сорта нефти Urals составила 78 долларов за баррель, в мае она упала до 68 долларов. Таким образом, на июнь ставка НДПИ была рассчитана ниже, исходя из майской стоимости нефти. И это снижение, по всей видимости, сыграло свою роль.
В мае стоимость топлива была ниже, чем в апреле и, соответственно, в июне НДПИ поступило меньше, чем в мае. Таким образом, промежуток в один месяц и вызвал снижение доходов от продажи нефти. Отсюда и общие данные по снижению поступления от нефтегазовых доходов. В целом же здесь ситуация стабильная, не дающая поводов для беспокойства. И говорить, что это снижение является результатом действия западных санкций не следует.
Аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко также указал, что снижение нефтегазовых доходов в июне стало следствием, в первую очередь, сокращения поступления НДПИ, который снизился на 92,9 млрд рублей.
— Напомню, объем нефтегазовых доходов за июнь 2024 год, составивший 746,6 млрд рублей, на 47,1 млрд рублей, или приблизительно на шесть процентов меньше майского показателя. Главную роль здесь сыграло снижением НДПИ на нефть, на 81,9 млрд рублей, меньше на 8,7%.
Вместе с тем, если оценивать ситуацию в годовом выражении, то показатель 746,6 млрд рублей все же выше аналогичного периода годом ранее более, чем на 40%. Также это выше показателя июня 2022 года. За полгода общий объем нефтегазовых доходов составил 5 697,6 млрд рублей, что составляет 64,5% от всех аналогичных за 2023 год.
«СП»: На ваш взгляд, получится ли удержать запланированные нефтегазовые доходы, заложенные в бюджете на 2024−2026 годы?
— Согласно новой оценке минфина, отраженной в изменениях в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», размер нефтегазовых доходов в текущем году ожидается на уровне 10 985,3 млрд рублей, то есть 31,3 процента от общих доходов бюджета. Учитывая складывающуюся динамику за первое полугодие 2024 года, думается, что данная цель вполне достижима.