Торговля без доллара: БРИКС перейдет во взаимных расчетах на цифровые валюты
С ужесточением западных санкций все более актуальным становится вопрос налаживания торговли с дружественными странами. Это требует создания надежных платежных механизмов.
Владимир Путин на заседании президиума Госсовета по вопросу «О развитии экспорта» заявил, что во всем мире сейчас прорабатываются вопросы создания наднациональной платежной инфраструктуры, многие страны и регионы этим занимаются вплотную для того, чтобы использовать цифровые валюты центральных банков и цифровые финансовые активы.
По словам президента, это общая тенденция, в том числе на Ближнем Востоке и в Азии в целом. На следующий день глава государства анонсировал создание собственного платежно-расчетного контура БРИКС с целью создания условий для эффективного и независимого обслуживания всей внешней торговли.
О создании единой платежной системы для расчетов между странами-участницами БРИКС, на тот момент только Бразилией, Россией, Индией, Китаем и ЮАР, разговоры велись еще в 2019 году.
Тогда Деловой совет БРИКС поддержал идею Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) создать такую систему. В марте президент подписал закон, который позволяет использовать цифровые финансовые активы (ЦФА) для международных транзакций. Они представляют собой цифровые аналоги долговых расписок, облигаций и прав участия в капитале, которые оформлены через блокчейн.
В июне замминистра финансов Иван Чебесков рассказал, что Россия работает над созданием расчетно-платежной инфраструктуры вместе с центральными банками стран БРИКС, готовится запуск платформы BRICS Bridge для расчетов в национальных валютах, в том числе цифровых. Стороны обсуждают и другие варианты для расчетов, к примеру, создание единой цифровой валюты БРИКС, курс которой планируется привязать к корзине валют государств-участников.
«СП» опросила специалистов насчет создания платежных систем, альтернативных западным.
— У БРИКС прекрасный экономический потенциал. Понятно, что для его развития нужны неподконтрольные Западу платежные системы. Альтернативой SWIFT может стать как BRICS Pay, так и BRICS Bridge, но пока это чисто технологические решения, — отмечает член Генерального совета «Деловой России» Екатерина Авдеева.
По ее словам, в России уже довольно давно существует Система передачи финансовых сообщений (СПФС), которая прекрасно работает внутри страны, однако использование в мире, как только против нее ввели санкции, фактически прекратилось.
— На текущий момент значительное внимание уделяется разработке альтернативных наднациональных платежных систем, которые не зависят от западных финансовых институтов. Наиболее перспективные среди них — это BRICS Pay, китайская CIPS (China International Payment System), а также инициативы стран Ближнего Востока и Азии, — считает руководитель департамента поддержки клиентов и продаж «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман. — Эти системы направлены на снижение зависимости от SWIFT и западных валютных структур.
«СП»: Какие преимущества и потенциал есть у BRICS Pay?
— Сильной стороной BRICS Pay является то, что она ориентирована на использование внутренних платежных систем стран-участниц, что снижает зависимость от внешних факторов. Введение цифрового рубля и других аналогичных валют может ускорить развитие этой системы.
Однако для полной реализации потенциала BRICS Pay необходимо решить проблемы стандартизации и взаимного признания финансовых механизмов, а также укрепить доверие между странами, — напоминает главный аналитик Neomarkets Олег Калманович. По его словам, BRICS Pay в целом может стать альтернативой SWIFT внутри БРИКС, между странами-участницами объединения, особенно в условиях усиливающейся геополитической напряженности и желания государств объединения минимизировать влияние западных финансовых систем.
«СП»: Каким образом можно наладить наднациональную платежную систему и какие трудности возникают при этом?
— Речь должна идти о создании не столько инструментария, сколько полноценной финансовой системы, включая банки, биржи и страховые компании, которая будет до такой степени обособлена от SWIFT и, шире, от всей западной инфраструктуры, чтобы могла игнорировать риски вторичных санкций.
Логично предположить, что без дальнейшей структуризации БРИКС в политический и экономический блок это малореально.
То есть тут вопрос не создания инструментов для торговли в обход санкций, а политической воли к созданию альтернативной финансовой системы со стороны других акторов BRICS: Китая, Индии, Бразилии. Насколько это реализуемо с учетом большой интеграции торговли названных стран с западным миром — большой вопрос, — отмечает Авдеева.
— На пути развития альтернативных наднациональных платежных систем существуют значительные препятствия. Прежде всего, это политическая и экономическая неоднородность стран-участниц, сложность согласования юридических и финансовых стандартов, а также необходимость обеспечения высокой безопасности транзакций.
Решением может стать усиленная интеграция стран в рамках блоков, таких как БРИКС, а также активное использование цифровых валют центральных банков. Это поможет преодолеть барьеры, связанные с валютной конвертацией, и снизить влияние западных санкций на международную торговлю, — подчеркивает Шнейдерман.