К кому прилетит «письмо несчастья»: На рынке почтовых услуг вспыхнула нешуточная война
Дайте денег, и побольше, побольше — руководство «Почты России» не оставляет попыток присосаться к частному бизнесу, не имеющему никакого касательства к данной структуре. По сути, это некий «налог на почту». В качестве альтернативы торговые площадки (маркетплейсы) готовы пойти на сотрудничество с госструктурой, но из этого вряд ли что-либо получится. Особенно учитывая то, что одни чиновники поддержали других — желающих осваивать почтовые деньги много.
«Финансовое положение там очень печальное, все это знают, но никто не принимает мер. Может быть, сделать всё-таки тщательный анализ происходящего: может, там другие процессы идут, которые надо с участием правоохранительных органов поправить. Ну невозможно: дыра в „Почте“ финансовая растет и растет, и никто не реагирует», — возмутилась спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Дыра, действительно, имеет место. В прошлом году впервые за девять лет почтальоны продемонстрировали колоссальный убыток — более 27 млрд рублей. Как это удалось осуществить? Если рассматривать чисто экономику, то никак.
За 2022 года оборот той же «AliExpress Россия» вырос на 46% до 306 млрд рублей — товары с китайской торговой площадки стали альтернативой заказов на еВау и иных ресурсах. Большая часть посылок из КНР, как известно, доставляла именно почта, причём отнюдь не бесплатно. По идее, в пропорции с этим должны были вырасти и доходы, в 2021-м чистая прибыль госструктуры составила 1,5 млрд рублей.
Однако в начале года в конторе сменился руководитель, гендиректора Максима Акимова внезапно уволили, после чего он спешно уехал в Израиль. Впрочем, тут он не особо оригинален, его предшественники тоже были не без греха. Просто в данном случае масштаб виден невооружённым глазом даже простому обывателю.
Начальство сменилось, но средства почему-то продолжают утекать.
«В начале года финансовое положение компании было крайне непростым. За полгода нам удалось изменить тренд — почти в три раза сократить убыток от операционной деятельности, открыть многие временно закрытые отделения, вернуть людей. Но ситуация остается очень напряженной», — вещает гендиректор почтовой конторы Михаил Волков.
Объективные сложности, бесспорно, присутствуют, но тут почтальоны сами виноваты. Продавцы уходят с «AliExpress Россия» и перебираются на альтернативные площадки — Wildberries, «Сбермегамаркет», Ozon и «Яндекс Маркет». Потому, что у них свои собственные пункты выдачи, никак не связанные с неповоротливой госструктурой.
На счёт «вернуть людей» — как-то сомнительно. Зарплаты рядовых сотрудников по-прежнему мизерные, их никто даже не думает индексировать, и народ бежит целыми отделениями. Благо, куда устроиться есть, конкуренты активно развиваются. Например, в населённом пункте, где проживает автор, недавно уволилось всё отделение. Нанять удалось пока только пару человек, но сколько они проработают — непонятно.
Этих самых упомянутых конкурентов — маркетплейсы и онлайн-магазины — руководство «Почты России» и хочет обложить персональным налогом.
Министр экономического развития Максим Решетников за, но та же Валентина Матвиенко против — её слова про дырку были сказаны главе Минэкономразвития именно в этом контексте.
Есть ещё один «тяжеловес», с которым почтовым жукам будет ой как непросто воевать — Герман Греф. Его «Сбермегамаркет» тоже, естественно, попадёт под раздачу, чему он вряд ли обрадуется. Глава крупнейшего банка, конечно, тот ещё «либерал», но, вместе с тем, и хороший управленец. И Сбербанк точно не захочет отдавать деньги, которые сгинут. Конфликт интересов, причём сила тут на стороне банкира.
Пока фирмы, входящие в Ассоциацию компаний интернет-торговли (АКИТ), предложили «Почте России» альтернативный вариант — денег дадут, много. Но не просто так, а в обмен на услуги и сервисы, которые востребованы в интернет-торговле.
«В обсуждении участвовали практически все компании, входящие в ассоциацию, и общая сумма таких услуг, по нашим расчетам, может составить 33,5 млрд рублей, что сопоставимо с годовым бюджетом, например, Алтайского края и еще порядка десяти регионов. Ввести платеж в 0,5% „Почта России“ предлагает под предлогом необходимости содержания убыточных социально значимых почтовых отделений в отдаленных районах. Такой подход неприемлем, поэтому АКИТ предлагает цивилизованный рыночный способ решения проблемы», — говорит президент АКИТ Артем Соколов.
Почтальоны сделали вид, что ничего не услышали — ответа на предложение нет. И тут же последовало ещё одно заявление, но уже несколько иного характера.
«Несмотря на текущие проблемы, дефицита товаров не наблюдается. И всё, что необходимо для удовлетворения текущих потребностей граждан, рынок электронной коммерции, компании, входящие в АКИТ — и не входящие в АКИТ — удовлетворяют в полном объеме. И ухудшать положение тех, кто обеспечивает эту социальную функцию, мне кажется, неправильно и неразумно. То есть это классический пример, когда самое легкое решение является, наверное, и самым вредным, и самым опасным, и самым неэффективным», — очень двусмысленно предупреждает управляющий директор Ozon Сергей Беляков.
Ozon — это АФК «Система». Там тоже люди со связями, да и владелица Wildberries Татьяна Бакальчук — самая богатая женщина РФ — дама умная и резкая. Акционеры «Яндекса» отнюдь не последние нищуки, да и спикер СовФеда совсем не опереточная фигура, напротив. «Тебя посодют — а ты не воруй!» (х/ф «Бриллиантовая рука»). Предупреждения прозвучали, аж два, причём Валентина Матвиенко высказалась со всей своей питерской прямотой.
Между прочим, в «Яндексе» нынче трудится Алексей Кудрин, он, конечно, матёрый «либерал», но человек очень умный. Обладает огромными связями и, как экс-глава Счётной платы, умеет хорошо считать. В том числе, кто и сколько стащил.
Очевидно, что и у Волкова есть определённая поддержка, причём в верхах. Но и противники тоже не лыком шиты, чья возьмёт — непонятно. Война на российском рынке интернет-торговли объявлена, тут без вариантов.
В целом же ситуация печальная. У «Почты России» имеется огромный актив в виде 27 тысяч отделений по всей стране, при грамотном использовании они могут и себя окупать, и приносить государству огромную пользу. Да и бизнесу тоже. Но, судя по всему, не в этой жизни. То есть не при этой псевдоэкономический системе. Пока контроль за деятельностью почтовых чиновников отсутствует, там будут жонглировать цифрами и деньгами.
В настоящий момент участники АКИТ, и не только они, прерывают всяческие деловые контакты с почтовой структурой. Так, «Авито» развивает свою сеть пунктов выдачи, вдобавок заказы теперь можно отправлять-получать и через СДЭК, появляются и иные возможности. Например, организовано сотрудничество с сетью магазинов X5 Group — посылку можно получить в «Перекрёстке» или «Пятёрочке». Все ищут различные возможности для улучшения и развития бизнеса, но с почтой связываться не желают.
Видимо, потому что у серьезных «почтальонов Печкиных» есть желание только получать «инфраструктурный» платёж, то есть налог в свою пользу. Быть может, таковой и удастся пробить. Но есть подозрения, что эти деньги могут выйти руководству почтовой конторы боком. Те, у кого их отобрали, найдут варианты «ответки».