Новый «лидер Западного мира» предложил Британии поделиться её территорией
С призывом к Лондону вернуть Фолклендские (Мальвинские) острова выступил аргентинский МИД, соответствующее заявление размещено на сайте внешнеполитического ведомства страны.
Ранее британская сторона осуществила «силовой акт в мирное время», противоречивший международному праву, с которым латиноамериканское государство никогда не примирялось, говорится в документе.
МИД Аргентины выразил готовность начать соответствующие переговоры. Страна желает поддерживать с Великобританией «зрелые отношения» по вопросам, волнующим обе стороны, невзирая на спорную ситуацию вокруг Фолклендских (Мальвинских) островов.
Аргентина поднимает вопрос об их статусе давно. В упомянутом заявлении МИДа напоминает, что их незаконная оккупация продолжается с 1833 года. Впрочем, в Лондоне начало своих притязаний датируют 1765-м. Здесь стоит заметить, что еще в 1964 году специальный комитет ООН включил острова в перечень земель, подлежащих деколонизации.
Как известно, в 1982-м Аргентина предприняла попытку вернуть территории силовым путем. Однако в разразившемся военном конфликте победу одержала Великобритания, направившая в район значительные военные силы.
В 2016 году было заключено англо-аргентинское соглашение на уровне МИДов, предусматривавшее совместную разработку углеводородных месторождений на островах и расширение авиационного сообщения между ними и территорией Аргентины. Целью документа объявлялось «устранение препятствий для экономического роста» территорий. Однако в марте 2023-го Буэнос-Айрес вышел из этих договоренностей и потребовал вернуться к переговорному процессу для обсуждения статуса спорных островов.
Новый аргентинский президент Хавьер Милей ранее предлагал британской стороне вернуть острова по сценарию передачи Гонконга под суверенитет Китая. В то же время, как сообщало издание Daily Express, британское правительство не планирует передавать острова Буэнос-Айресу и вести переговоры на данную тему.
По мнению эксперта Центра исследований проблем безопасности РАН Константина Блохина, заявление аргентинского министерства иностранных дел следует рассматривать в контексте громких заявлений и действий Милея.
— Как известно, он сделал немало резонансных высказываний, в том числе и насчет возврата Фолклендских островов. И МИД воплощает их в конкретные официальные заявления. Но вряд ли за этими словами стоит что-то реальное. Британская позиция известна. Поэтому вернуть острова аргентинская сторона может только силой, а это в настоящее время для нее нереально.
«СП»: Учитывая проамериканский настрой Милея, появились предположения, что за очередным всплеском внимания к данной теме стоит Вашингтон, у которого могут свои интересы.
— Не думаю, что подобные политические маневры тут имеют место. Все-таки у Вашингтона и Лонжона давние особые отношения. К тому же для американцев Британия намного более ценный партнер, чем Аргентина и организовывать какие-то закулисные интриги против нее на данном направлении они не станут. Так что, заявления аргентинских политиков — это, прежде всего, популизм и способ поднять рейтинг на фоне имеющихся проблем. Понятно, что аргентинцев неудача с попыткой вернуть острова была довольно болезненно воспринята, но реальных основ для пересмотра их статуса сейчас нет.
Внимание к данной внешнеполитической проблеме со стороны новой аргентинской власти объясняется стремлением отвлечь сограждан от внутриполитической повестки, убежден Егор Лидовской — гендиректор Латиноамериканского культурного центра имени Уго Чавеса.
— На мой взгляд, все действия и высказывания Милея на тему возвращения Мальвинских островов — не более чем пиар, призванный поддержать его рейтинг на фоне массовых протестов против его «реформ». Напомню, что началось все в ходе предвыборной кампании, где Милей высказывался в крайне положительном ключе о Маргарет Тэтчер, отдававшей приказы убивать аргентинцев во время войны за Мальвинские острова — это вызвало колоссальное неприятие в обществе. После этого он был вынужден резко изменить свою риторику на противоположную, так как начал активно терять рейтинг. И с тех пор периодически возвращается к этому вопросу в моменты, когда этот рейтинг нужно поддерживать, как например сейчас, когда его экономические меры вызывали резкий негатив среди сограждан.
«СП»: Почему Милей выбрал именно эту тему для пиара?
— Она удобна, так как является объединяющей идеей для всего народа. Безусловно, претензии Аргентины на Мальвинские острова более чем справедливы. Но есть опасения, что в случае с Милеем, как и с другими лидерами страны последних лет, реального продвижения в этом вопросе не будет. Слова — это одно, но страх перед Лондоном и стоящим за ним Западом все еще очень велик. Тем более что Милей позиционирует себя как лидер Западного мира, и в его случае я не вижу искренней заинтересованности в возвращении островов, какая была, например, у супругов Киршнер.