Николай Коломейцев: Если рабочий беден, страна обречена на деградацию
Приватизация более 75 тысяч предприятий уничтожила не только индустриальный потенциал страны, но и квалифицированные технические, рабочие кадры. Вместо лучшего в мире советского образования захватившие власть либералы навязали обществу Бабу-Егэ и «болонку», теперь технические вузы выпускают «торговцев воздухом», констатирует Николай Коломейцев, первый заместитель председателя фракции КПРФ, первый заместитель председателя думского Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов.
«СП»: Последние данные Росстата говорят о том, что доля пожилых людей в экономике России к 2046 году достигнет 27%. Сейчас этот показатель составляет 24%. Почему многие пожилые люди, пенсионеры остаются на рынке труда?
— Проблема в тотальной депрофессионализации страны. Налицо пренебрежительное отношение к инженерно-техническому образованию, уничтожение ПТУ и техникумов. Раньше как было? Строился завод, рядом с ним — ПТУ, где готовили рабочие кадры. Техникумы, ныне колледжи, обучали средний персонал. Были технические вузы. Потом ПТУ передали с федерального уровня в субъекты. Параллельно приняли 184-й закон, который 200 полномочий спустил в регионы, а финансовых мандатов — всего треть. В результате многие ПТУ превратились в «торговцев воздухом», как и многие прикладные институты. Потом нам навязали Бабу-Егэ и болонскую систему.
Прямая ссылка передачи на YouTube. Смотрите все передачи СП-ТВ
Подписывайтесь на YouTube-канал «Свободной Прессы». Мнения, аналитика, репортажи
«СП»: Как быстро это всё можно перестроить?
— Зависит от политической воли. Надо восстановить связь рабочих, инженерных поколений. Многие предприятия, которые сегодня добиваются высоких результатов производительности труда, как раз прошли через возрождение связи поколений, учебных классов, тех же ПТУ и техникумов. Они за счет этого добиваются и кадрового пополнения.
«СП»: При этом всё же остаётся проблема старения населения.
— В Думе прошли парламентские слушания, где Комитет по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства поднял вопросы о сложной ситуации с демографией, мерах, которые необходимо принимать. Ясно, что это следствие неправильной социально-экономической политики: бюджетной, денежно-кредитной.
На протяжении 30 лет у нас нарушается главный принцип развития. Проводится так называемая сверхзажатая монетизация экономики. У нас в 2000-м году монетизация экономики была 16%. Хотя адепт либеральной монетаристской идеи, нобелевский лауреат Милтон Фридман говорил: если менее 50%, то страна — самоубийца. А у нас только вот последние годы 55 процентов было, 48.
Если вы посмотрите страны «двадцатки», там меньше 95 ни у кого нет. У Китая, Германии, Японии за 200. Поняли? Там финансовые ресурсы доступны. У нас же, смотрите, мало того, что зажата, еще и кредитно-денежная политика в части процентных ставок убийственная. И МРОТ — 16242 рубля. Разве можно на них выжить, притом что ЖКХ стоит, минимум, 11 тысяч?
От МРОТ «пляшет» зарплата. Единый тарифный квалификационный справочник выброшен. Мы, наверное, одна из немногих стран, где есть бедность работающего человека. Если в семье два ребенка (не говоря уже о многодетных), то более половины находится у черты бедности.
Власть хочет проводить демографическую политику, не решая вопросы «фундамента». Чтобы создать семью, рожать детей, необходимы крыша над головой, стабильный достаток!
А у нас — ни первого, ни второго. Состарившиеся либералы-догматики продолжают душить страну удавками МВФ.
Мы — единственная крупная страна, которая имела конкурентное преимущество: углеводороды. И на протяжении 20 лет по указке МВФ и на принципах вашингтонского консенсуса все нефтяные доходы вкладывались в чужую валюту. Мы были главным донором нынешних недружественных стран. Потом валюту просто арестовали.
Посмотрите на так называемое бюджетное правило. Запад нам объявил порог цен на нефть. Что делает Минфин? Он в бюджет закладывает порог, определённый Западом, но все сверхдоходы опять-таки идут в так называемый Фонд национального благосостояния. Я спрашиваю, почему не в инвестиции, почему не в развитие?
С моей точки зрения, западные институты при поддержке нашего правительства всё это время занимались чистым грабежом России. Мы первая или вторая страна по нефтедобыче. 560 миллионов тонн в год? Разделите на 146 миллионов человек. Умножьте на стоимость Брента. Сколько мы с вами должны получать?
«СП»: Это триллионы рублей.
— А у нас получается: на 25 триллионов продают, но всего 8 — в бюджет идёт. А еще где две трети?
Налогообложение. Попытались отрицательный акциз у нефтяников забрать. Это ни много, ни мало — 3 трлн 259 млрд за прошлый год. И что? Сразу — саботаж, по всей стране во время уборочной резко взвинтили цены на дизель, на бензин. И теперь в правительстве говорят: мы побороли, все отыграли назад.
В то же время: два года у нас был хороший урожай. Но таможенная пошлина на тонну нефти 26 долларов, а на тонну зерна 52. Да еще трейдеры по сговору снизили закупочную цену, и село опять осталось на бобах. То есть гасится всякий механизм, который нас кормит. Говорят: закупочная цена упала, но вы видели хоть раз в магазине, чтобы цена булки уменьшалась?
Торговля дает богатство, сельское хозяйство — независимость.
«СП»: Может быть, из тех, кто поддерживает нынешний экономический курс, вам возразят, что кризисная ситуация не только у рядовых россиян. У Газпрома убытки на триллион рублей из-за больших налогов, из-за потери внешних рынков.
— У Газпрома налоги значительно меньше, чем у обрабатывающих отраслей. Но яйца же надо раскладывать в разные корзины. Вот сегодня опять тратим деньги на Восток. А, может, правильнее поднатужиться и построить заводы по углубленной переработке углеводородов, оргсинтез организовать?
Провести ускоренную индустриализацию, а это и рабочие места высокотехнологичные, и большая часть прибавочной стоимости останется у нас. Но это же не происходит. Импортозамещение слово правильное, но мы один маршрут поменяли на другой с увеличением затрат на логистику.
«СП»: Будет ли в этом отношении хоть какой-то просвет?
— Пока мы будем ходить по 7, максимум по 10% на выборы, терпеть лапшу на ушах — нет. Будет хуже. Всем надо понять, что только организованный, уважающий свой голос народ называется народом. Который ходит на выборы, контролирует их и заставляет всех избранных выполнять свои обещания. У нас этого не происходит.
Мы проанализировали пять последних выборов. Во всех крупных городах больше 70% на выборы не ходят. Что делает ориентированная на олигархию власть? Она вводит электронные голосование, которое, в принципе, нелегитимно. Потому что его проконтролировать нельзя.
Второе: чтобы правильнее воспринимать происходящее, надо хотя бы 2−3 часа в неделю тратить на организацию общества, то есть состоять в домовом комитете, а ещё лучше — в первичной политической организации. Я призываю это делать с КПРФ. Потому что у нас есть 18 отраслевых программ. Только у нас есть программа, которая предполагает национализацию базовых отраслей, индустриализацию страны, возрождение её могущества. Необходимо возрождение системы образования, уход от болонской системы.
Не надо изобретать велосипед, достаточно взять лучшие советские учебники, методики, осовременить их и начинать учить детей. Как Аристотель 26 веков назад говорил? Хотите иметь логически мыслящих граждан — с 7 лет учите их арифметике и математике. Хотите иметь любящих свою страну граждан, с 5 лет учите их истории. Хотите, чтобы страна ваша была независимой? С 18 лет учите юношей защищать свои очаги. В советское время все это было. И сегодня надо брать в будущее лучшие наработанные нашими пращурами методы, только так возродим нашу страну.