Вашингтонский облом: ЕС продолжает инвестировать в Россию
В качестве стратегической цели отказа ЕС от российского газа провозглашалось прекращение инвестиций в российскую экономику «газовыми евро». И вот 1 ноября (2 ноября по Москве) Вашингтон решил сам отчитаться за Европу, как она добивается этой цели. Госдеп США распространил ежегодный доклад рабочей группы США — ЕС по энергетической безопасности, в котором говорится, что «Евросоюз собирается сократить импорт российского природного газа до 40−45 млрд кубометров уже в 2023 году».
Цифра в общем-то правильная, да только акцент перевернут на 180 градусов. Потому что ЕС стремится купить хотя бы 40−45 млрд кубов трубопроводного газа у России. Больше из-за подрыва «Северных потоков» прокачать туда не получится. А чтобы компенсировать нехватку газа из трубы, Европа наращивает покупки СПГ опять же у России. Потому что российский СПГ дешевле американского процентов на 30%, что для западных стран, переживающих не лучшие времена, — значительная экономия.
Выкачивают все до вдоха
— В 2023 году Евросоюз импорта российского газа не сокращал. Все, что приходит — забирают до последнего вдоха. Другое дело, что нарастить прокачку в ЕС мы не можем. Те 45 млрд, о которых заявляет Госдеп — предел наших текущих возможностей, — сказал «Свободной Прессе» директор Фонда Энергетической безопасности Сергей Пикин.
После подрыва «Северных потоков» в 2022 году, у нас осталось только два трубопроводных маршрута в Европу: через Украину можно прокачивать около 40−45 млн кубов газа в сутки, то есть максимум — 15 млрд кубометров в год. А с учетом перебоев из-за военных действий — и того меньше. Второй маршрут — через Турцию. На максимальную мощность этот поток еще не вышел, поэтому объемы тоже колеблются: 30 миллиардов в год, плюс-минус пять, из которых Турция что-то оставляет и себе.
В итоге 40−45 млрд — тот максимум, на который может рассчитывать Европа. Конечно, по сравнению с пиковым 2018 годом, когда ЕС вместе с Турцией получили более 200 млрд — слезы. Но Россия к таким потерям уже приспособилась. Часть газа уходит в Китай через «Силу Сибири», выросла внутренняя газификация нашей страны.
А главное — благодаря трубопроводному демаршу Европы Россия начала буквально бешеными темпами наращивать мощности по сжижению газа.
Европа помогает сжижать
— Недобор трубопроводного газа ЕС компенсирует покупками сжиженного, — продолжает Сергей Пикин. — Сжижение газа — очень перспективное дело, и более надежное, чем трубопроводы, которые идут из точки «А» в точку «Б». Можно вложить миллиарды в строительство трубы и компрессорной инфраструктуры, а конечный адресат вдруг заявит, что передумал покупать газ. И всё. А сжиженный газ загружаешь в танкер и отправляешь в любую точку планеты.
Правительство в прошлом году приняло беспрецедентное решение — почти всю выручку от реализации сжиженного газа направлять на развитие мощностей. И результат не заставил себя долго ждать. На дальневосточной верфи «Звезда» заложена целая линейка плавучих заводов для производства СПГ, и первый из них — «Арктик СПГ 2» в 2023 году уже принял в эксплуатацию лично президент Владимир Путин.
Сейчас этот мобильный завод уже на Северном морском пути, и готов производить около 11 млн тонн СПГ в год в зависимости от месторождения, на котором он начнет дежурство. Когда месторождение исчерпается — завод отплывет на новое.
На проектную мощность он выйдет к весне 2024 года, и примерно тогда же сойдет с верфи уже второй «Арктик СПГ 2». Когда их станет несколько — заводам присвоят персональные имена в честь кого-нибудь из участников первых экспедиций.
А кто инвестор? Европа. В 2022-м страны ЕС купили у России 17 млн тонн СПГ. В процентном отношении с 2021 годом сравнить не получится — тогда еще не покупали. Зато количественно эти тонны легко перевести в кубометры — они эквивалентны 24 млрд кубов. То есть — почти в 2 раза больше, чем мы качаем по трубам через Украину, и почти столько же, сколько через Турцию.
В 2023 году экспорт СПГ в ЕС вырастет всего на пару процентов, потому что мощности нам пока не позволяют продать больше. А вот в 2024-м, с учетом «Арктик СПГ 2», поставки вырастут на треть. И почти все контракты на это уже заключены.
Наш газ дешевле и в жидком виде
Почему же ЕС покупает «враждебный» российский СПГ, а не дружественный американский? Да все по тому же: наш дешевле.
— Легенда о том, что СПГ обязательно дороже, чем трубопроводный газ — она и есть легенда, — объясняет Сергей Пикин. Добавим: легенда возникла не на пустом месте, а потому, что американцы продают свой газ на 30−50% дороже, чем нормальные люди.
— Цены на трубопроводный газ и СПГ формируются по разным методикам. Газ по трубе привязывается, как правило, к так называемой «нефтяной корзине», она — усредненная на достаточно продолжительный период. А СПГ торгуется по спотовым ценам, или еще проще — за сколько сторговались, за столько и продали, — поясняет эксперт.
Если Россия готова продавать дешевле, чем Штаты, что и правильно — наши накладные расходы меньше, ЕС все равно будет покупать у России, а значит — продолжит инвестировать в нашу экономику.